- Естествознание
- совокупность наук, исследующих природу, строение вселенной и законы, ею управляющие. Изучение природы открывает человеческому разуму красноречивое доказательство бытия Божия. С давних пор получила распространение мысль, усердно поддерживаемая агностицизмом, что Бога нельзя познать чрез изучение природы. Однако мнение это ложно: Бог не обрек человечество на полное неведение относительно тайн сущего; наоборот, Он понуждает людей трудиться и в поте лица отыскивать истину, этот живительный хлеб души. Естественно-научные открытия целым рядом таких истин разъясняют чудеса Божия, приводят нас к лицезрению величия Бога, к синтетическому ведению мироздания. Современное состояние наук о природе дает неисчерпаемое обилие доказательств бытия Божия, Который один только может укрепить наши надежды. "Чудесны свидетельства Твои", сказал пророк Исаия; "имея вокруг себя", добавляет Апостол языков, "такое облако свидетельств, мы безбоязненно будем проходить предлежащее нам поприще". В естественных науках таится много убедительных данных, являющихся драгоценным орудием при изложении доказательств в пользу веры. Естествознание описывает нам множество неслыханных, любопытных чудес, кроющихся и в астрономии, и в геологии, и в биологии, и в физике, и в химии, причем все науки согласованно стремятся к единой цели, к прославлению мудрости и благости Творца. Ибо только Провидение есть Бог всех познаний, ибо "Бог знаний Господь есть" (Притч. Сол. II, 6). Таким образом естествознание не святотатство, но светоч религиозных исканий, созданный по милости Божией и дающий новый и величайший повод к почитанию и словословию Божества. Этот взгляд в последнее время усваивается виднейшими представителями церкви. Папа Лев XIII говорит, что Библия и наука о природе одинаково свидетельствуют о Боге, а его преемник Пий X в энциклике Aetemi Patris от 8 сент. 1907 г. пошел еще дальше и призывает: "С горячностью прилагайте старание к изучению наук естественных". Христианское сознание должно любить истинные науки, в том числе естествознание, как умственную родственницу веры, как первое благо, ибо оно не может забыть слов Спасителя: "истина свободит вы" (Иоан. VIII, 31 - 32).
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.